Астраханский ГЛОНАСС закрыли, оборудование свалено в углу

21 май 2017, Воскресенье
860

Астраханский ГЛОНАСС закрыли, оборудование свалено в углу

Астраханский ГЛОНАСС закрыли, оборудование свалено в углу

 

По сведениям «Пункта-А», предприятие «Региональная навигационно-информационная система Астраханской области», которое должно было проводить ГЛОНАСС-мониторинг всех государственных транспортных систем, ликвидировано решением совета директоров. Оборудование на 10 млн. рублей, закупленное в 2013 году за бюджетный счет, похоже, даже не распаковали.

Высоко сижу, далеко гляжу
Мечты о внедрении глобальных навигационных систем для упрощения жизни простых астраханцев витали уже давно. Знать, где идет автобус, где находится экипаж скорой или, к примеру, снегоуборочная техника – это всегда полезно. Такой контроль позволяет не только упорядочить работу системы, но и предотвратить перерасход топлива.

Еще в 2007 году  минпромтранссвязь АО публиковал планы за два года внедрить региональную навигационно-информационную систему  – почему-то в рамках «комплексной целевой программы по борьбе с преступностью». Ну да не суть. Главное, что на эту тему даже было заключено соглашение с Федеральным космическим агентством Роскосмос, привлекли специалистов ГУП «Российский НИИ космического приборостроения». Впрочем, тогда, в конце 2000-х, что-то там не задалось, и программа так и не была воплощена в жизнь, хотя оборудование, говорят, закупили. Куда оно делось, не очень понятно.


Попытка №2
В 2012 году, спустя пять лет, тему с ГЛОНАССом вновь вспомнили. Правительство Астраханской области приняло  постановление №511-П «О региональной навигационно-информационной системе Астраханской области» . Под реализацию нового проекта из федерального и регионального бюджетов снова было выделено порядка 10 млн. рублей. Координатором проекта было назначено автономное учреждение «Центр информационной компетенции», подчиненное региональному Агентству по связи и массовым коммуникациям Марины Зайцевой. Деньги потратили на закупку всего спектра необходимого оборудования (см. перечень ниже), которое необходимо для мониторинга и управления  сразу несколькими транспортными системами :

• Школьными автобусами
• Экипажами служб скорой и неотложной помощи
• Транспортными средствами системы ЖКХ
• ТС, осуществляющими перевозки пассажиров, в т.ч. категорий М2 и М3 (автобусы и маршрутные такси – более 8 мест для сидения)
• ТС, осуществляющими перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов

В декабре 2013 года возможности системы продемонстрировали вице-губернатору Константину Маркелову . Как сообщалось в пресс-релизе, «премьер остался доволен увиденным и отметил, что система существенно поможет повысить качество жизни земляков».


С 1 апреля!
Еще через несколько месяцев, 1 апреля 2014 года,  портал органов региональной госвласти сообщил , что комплекс успешно развивается. В релизе даже приводятся данные:

«Специальные устройства установлены в 173 машинах «скорой помощи». Объём сэкономленных средств, выделяемых на топливо, ГСМ и сервисное обслуживание машин «скорой помощи», оборудованных системой ГЛОНАСС (по отношению к остальным транспортным средствам), составил в 2013 году 321,6 тысячи рублей. Кроме того, датчики стоят в 2 280 других транспортных средствах, в том числе школьных автобусах. Это позволяет следить за перемещениями автобусов с детьми в реальном времени».

Казалось бы, на этом историю можно было бы заканчивать: проект работает, дело закрыто. Но как выяснилось, тема с внедрением ГЛОНАСС в Астраханской области получила интересное продолжение.

И снова презентация
В декабре 2015 года вице-губернатору Константину Маркелову вновь презентовали Региональный навигационно-информационный центр Астраханской области (РНИС АО). Главе регионального правительства «сообщили о завершении запуска и настройки программного обеспечения Системы, а также о ее готовности к насыщению контролируемым транспортом». Занимательное утверждение, если учесть, что о запуске системы официально сообщалось полутора годами ранее и о чем стоит вполне  официальная запись в Реестре информационных систем Астраханской области … Вот скриншот:

Запись в реестре информационных систем региона

Но есть нюансы…
Освещая презентацию РНИС АО,  сайт «ВолгаПромЭксперт» отметил ряд любопытных нюансов . Выяснилось, что система еще не запущена. Цитата:

… «В ходе презентации заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Светлана Зайкова отметила ряд существенных недоработок РНИС АО, которые исключают возможность запуска Системы в ближайшее время. В частности, до сих пор не оформлено авторское право на программное обеспечение, закупленное еще в 2013 году, программный продукт системы не имеет аттестата, подтверждающего класс информационной безопасности. Эти же причины, не позволяющие осуществить ввод РНИС АО в эксплуатацию, привел в своем письме на имя Константина Маркелова от 28 декабря 2015 года глава астраханского Минпромтранса Радик Харисов» …

А можно попонятнее?
Если переводить с чиновничьего на русский, для работы системы необходимо особое ПО, которое сможет принимать данные от датчиков ГЛОНАСС, размещенных на транспорте. Лидером на рынке данного программного обеспечения является  разработчик «Wialon» (Нидерланды) . Именно этот программный комплекс и был закуплен для нужд РНИС АО. Но тут чиновники столкнулись с проблемой: дело в том, что использовать голландскую программу, которая прогоняет данные через голландский же сервер – опасно с точки зрения информационной безопасности.

Это только обывателю может показаться, что данные о движении школьных автобусов в Астраханской области вряд ли представляют какую-то ценность для иностранных разведок. На деле работа систем скорой медпомощи, ЖКХ и даже движения автопарка обладминистрации (включая губернаторский кортеж) – это ценная информация, на основе которой можно сделать массу выводов о работе органов власти Астраханской области. Не говоря уже о ситуации войны, когда одной из первых мишеней для противника являются первые лица регионов и территорий. А ведь в регион часто приезжают и крупные чиновники из федерального центра и иностранные гости, которым тоже нужно ездить и которых тоже надо сопровождать… Отсюда и упомянутые проблемы с отсутствием сертификата, подтверждающего класс информационной безопасности.

Это не РНИС. То, что годится для частников, не всегда подходит госструктурам

Тут нужен реверанс. К голландцам и к системе «Wialon» в этом смысле претензий нет: программный продукт отлично зарекомендовал себя в коммерческом секторе – там, где вопросы секретности не стоят на первом месте. Она позволяет эффективно отслеживать не только транспорт, но и местонахождение сотрудников (например, торговых агентов), бороться со сливами топлива, снижать эксплуатационные расходы и пробег, повышать оборачиваемость автопарка. К примеру, аналогичная схема реализована предприятием «АстраханьПассажирТранс» на сайте  busapt.ru  (см. скриншот выше). Но одно дело – коммерческие системы, и совсем другое дело – информационная безопасность госсектора.

Не та картинка
Публикация «ВолгаПромЭксперта» вызвала резонанс в областном правительстве. По данным анонимного источника издания, Константину Маркелову показали не доработанную систему, оформленную как «авторский продукт астраханских разработчиков» – тогда как на деле была презентована картинка с данными незащищенной системы «Wialon».

В конце декабря 2015 год в правительстве прошло закрытое совещание, где чиновники обсуждали, что же делать с многострадальным РНИС АО. Дров в огонь обсуждения подбросил спецпредставитель президента Александр Стеценко, который обратился в адрес губернатора Александра Жилкина с письмом о повторной демонстрации возможностей РНИС АО.

10 миллионов
Что было продемонстрировано в итоге спецпредставителю президента, история умалчивает. Собственно, вся история в том, что этот самый РНИС АО никто так и не видел. И в этом странность. На работу РНИС АО еще в 2013 году кураторами программы – АУ АО «Центр информационной компетенции», подчиненным Агентству связи и массовых комуникаций – было потрачено более 10 млн. рублей. Должно же быть что-то, на что стоило бы полюбоваться. Вот данные о государственных закупках оборудования:


Закупка № 31300574733 – 5,9 млн. рублей . Что же покупали? А  вот что :

  • два 42-дюймовых «Монитора (тип 1)» и еще один 31,5-дюймовый «Монитор (тип 2)»
  • десять автоматизированных рабочих мест (АРМ) с компьютерами (одно для администратора РНИЦ и девять для диспетчеров)

И это не единственная закупка АУ АО «ЦИК» для нужд РНИС. Вот еще один госконтракт:


Закупка №31300685172 – 4,4 млн. рублейТут также несколько рабочих мест с компьютерами и – самое главное – ВИДЕОСТЕНА с диагональю экрана не менее 46 дюймов, состоящая из девяти телевизионных панелей. Ну вот, чтобы не быть голословными, выдержка из техзадания контракта:


Принцип мифического единорога: 
все слышали, но никто не видел
Казалось бы, видеостена, три крупных монитора, более десятка АРМ с диспетчерами. Картинка должна быть, как в ЦУПе на Байконуре… И ее с гордостью можно было бы показывать на портале органов госвласти региона, водить туда высоких гостей и всячески гордиться. Но нет… Ни одной фотографии работы РНИС за три года, даже после двукратной презентации системы Константину Маркелову опубликовано не было. Портал astrobl.ru иллюстрировал все новости по данной теме либо абстрактными изображениями из интернета, либо вовсе ничем:

Снимков РНИС АО нет. Просто лого системы ГЛОНАСС.

Вообще без картинок обошлись

Знакомьтесь: РНИС АО
Впрочем, снимки реальной работы РНИС АО все-таки есть. Буквально несколько дней назад на фасаде жилого дома по ул. Советская, 17 появилась официальная табличка Региональной навигационно-информационной системы Астраханской области. Для справки, это задняя сторона книжного магазина «Современник». Выглядит табличка вот так:


А внутри – вот так. На ЦУП Байконура как-то не похоже:



Вы наверняка спросите, а где же ВИДЕОСТЕНА? Вероятно, вот она. Правда, у нас с глазомером, может быть, не все в порядке – не очень похоже на 46-дюймовый (117 см) девяти-панельный монитор:


Ой, а что это в углу?
А если без шуток, то большая часть оборудования РНИС АО, на которое астраханские налогоплательщики потратили три года назад свыше 10 миллионов, просто лежит в углу. В коробках. Вот оно:



Не исключена, правда, версия, что все оборудование лишь недавно размонтировали и аккуратно сложили в заботливо сохраненные коробки для дальнейшей перевозки. Все же так делают, коробки хранят… Действительно, по сведениям «Пункта-А», в настоящее время руководство Агентства связи и массовых коммуникаций пытается договориться с администрацией областного центра о передаче программы ГЛОНАСС вместе с оборудованием. Более того, вроде бы даже прошел совет директоров ОАО «РНИС АО», на котором было принято решение о ликвидации предприятия «в связи с отсутствием доходов». Правда, не совсем понятно, зачем тогда в последний момент понадобилось вешать табличку над входом.

Вот так бесславно в очередной раз заканчивается эпоха. Тихо, без победных реляций, за закрытыми дверями. А так все хорошо начиналось.


При подготовке статьи были использованы материалы: Астраханский ГЛОНАСС закрыли, оборудование свалено в углу

Похожие материалы: