Полная стенограмма совещания Владимира Путина

16 май 2019, Четверг
470

На сайте Kremlin.ru опубликована стенограмма президентского совещания в Ахтубинске, посвященного вопросам развития Астраханской области. Чтобы в дельнейшем не искать долго этот текст (а мы наверняка будем к нему еще не раз обращаться), мы решили его перепечатать. Да и в целом, чтение довольно интересное — особенно те отрывки, где говорят не об успехах, а о реальных вопросах и планах по их решению.

Фото: ТАСС



В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с вами сегодня на месте, в Астраханской области, обсудим вопросы, связанные с укреплением экономики и социальной сферы региона, в том числе с учётом состоявшегося недавно Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, в ходе которого региональным аспектам реализации наших ключевых программ было уделено особое внимание. Сейчас предметно посмотрим, как эта работа идёт здесь, в Астраханской области.

Сразу хочу отметить, что регион обладает хорошей базой для развития. По его территории проходят международные транспортные пути «Запад–Восток» и «Север–Юг», расположены перспективные месторождения углеводородов и крупный нефтегазовый комплекс. Естественное богатство области – это плодородные сельхозугодья, биоресурсы Волги и Каспия. Отмечу и хороший кадровый потенциал.

В прошлом году область достигла позитивной динамики по целому ряду ключевых показателей. К примеру, валовой региональный продукт в сравнении с 2017 годом вырос на 6,2 процента. Промышленное производство увеличилось на 16,2 процента, сельхозпродукции – на 5,8 процента. Эти показатели значительно выше среднероссийских.

Вместе с тем отмечу, что темпы ввода жилья и в целом строительства в регионе ниже, чем в среднем по России. Неустойчивая динамика у инвестиций в основной капитал. И что особо хотел бы отметить, рост в промышленности и сельском хозяйстве пока слабо сказывается на реальных доходах жителей области. В прошлом году они были ниже, чем в среднем по России, а уровень безработицы, напротив, выше. При этом многие работники – особенно в аграрной и туристической сферах – могут рассчитывать только на сезонную занятость, и получается, что имеют устойчивый доход лишь летом, в течение нескольких месяцев.

Все эти негативные факторы, конечно же, сказываются на социальном самочувствии людей, которые проживают здесь. Не хватает хороших рабочих мест, мало возможностей для самореализации людей, молодёжи, и отсюда – значительный отток населения: этот показатель по области выше, если не сказать гораздо выше, чем в целом по стране.

Очевидно, что для развития экономики и повышения качества жизни людей надо искать новые возможности для привлечения инвестиций, поддерживать промышленность и аграрнопромышленный комплекс, малое и среднее предпринимательство. Активнее модернизировать транспортную инфраструктуру, укреплять позиции таких перспективных отраслей, как логистика, туризм, пищевая промышленность. В полной мере использовать для этого и собственные ресурсы, и те возможности, которые дают наши национальные проекты и приоритетные программы.

Знаю, что в области разрабатывается новая стратегия социальноэкономического развития, и прошу сегодня исполняющего обязанности губернатора Сергея Петровича Морозова доложить, как идёт её подготовка, какие основные цели планируется достичь и за счёт чего.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть: Астраханская область обладает необходимым потенциалом, чтобы выйти на траекторию устойчивого роста. Но для этого необходимы не фрагментарные, а последовательные, системные меры. Нужна концентрация усилий и ресурсов на ключевых направлениях, на реальных, практических факторах развития.

Кроме того, хотел бы обратить внимание на ряд конкретных проблем и вопросов.

Первое: много лет назад было принято решение о развитии порта Оля. В 2004 году к нему была проведена железнодорожная линия. Однако до сих пор на полную мощность порт не заработал, да и объём грузов, перевозимых по железной дороге, пока далёк от желаемого.

Между тем грузопотоки в Каспийском регионе в целом, в том числе транспортные, постоянно растут. Но значительные объёмы грузов всё ещё идут в обход России, и, естественно, их забирают наши соседи, и правильно делают – они борются на рынке. Почему? Потому что создают современные мощные портовые и логистические комплексы.

Возможно, одним из вариантов решения проблемы станет предложение специальных условий для привлечения транзитных грузов и инвесторов, которые будут готовы построить соответствующую инфраструктуру для обработки этих грузов и их транзита через российскую территорию.

Давайте сегодня предметно и на эту тему поговорим.

Второе – это развитие судостроения. Астраханская область обладает давним и успешным опытом работы в этой сфере. Здесь расположен известный завод «Красные баррикады». Это предприятие с многолетней историей сейчас находится в непростом положении, прежде всего изза отсутствия необходимого количества заказов. А это, в свою очередь, вызвано в том числе проблемами в речном судоходстве и судостроении.

В 2016 году на заседании президиума Госсовета были даны поручения по развитию речного судоходства и судостроения. Хотел бы сегодня услышать, что сделано за это время, какие есть предложения по эффективному хозяйственному использованию водных путей, речных путей, а значит, и по загрузке судостроительных предприятий.

Были конкретные поручения, в основном они выполнены, но хотелось бы посмотреть, что в результате. Нам же, как я уже неоднократно говорил, не поручения нужно исполнять как таковые формально, нам нужно добиваться результата.

Третье – это модернизация автодорожной инфраструктуры. Речь идёт о реконструкции ключевых мостов и магистралей, строительстве новых развязок. Это позволит оживить деловую активность в регионе и прилегающих территориях, сделать транспортное сообщение более современным и удобным для астраханцев, для расширения межрегионального сотрудничества, решить острые экологические проблемы.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросах социального развития. Подробно говорили о наших задачах в этой сфере на Совете по нацпроектам.

Знаю, что Минэкономразвития совместно с Правительством Астраханской области определён перечень из 50 объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, которые будут построены в регионе. Хотел бы узнать, что сделано и что предстоит сделать на этом направлении.

И конечно, важно наращивать объёмы жилищного строительства, я уже об этом упоминал, предлагать привлекательные ипотечные программы для молодых семей, для всех жителей региона.

И в заключение подчеркну: социальные инициативы Астраханской области, всех регионов России, направленные на повышение качества жизни людей, на реализацию проектов развития, обязательно получат всю необходимую поддержку со стороны федеральной власти.

Давайте начнём работать.

Пожалуйста, Максим Станиславович.

Полная стенограмма совещания Владимира Путина в АхтубинскеМ.Орешкин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, Вы в конце апреля подписали Указ об оценке эффективности деятельности глав субъектов. Там 15 индикаторов, они хорошо описывают экономическую, социальную ситуацию в регионах, качество среды жизни людей. Именно на эти индикаторы мы теперь и делаем акценты при мониторинге и анализе ситуации и, конечно же, при подготовке предложений по развитию регионов.

Вы сказали о текущем состоянии дел в Астраханской области. Я бы акцентировал внимание на нескольких показателях, которые выглядят не очень хорошо. Это уровень безаботицы, Вы отметили, – это 7,5 процента, что выше, чем в среднем по России. Уровень бедности тоже здесь выше – это 15,9 процента. Доля региональных дорог в нормативном состоянии, которые тоже находятся в не очень хорошем состоянии, – ниже 40 процентов. Тоже очень важный показатель – среднемесячная номинальная заработная плата: если взять последние данные за февраль 2019 года – это 32,5 тысячи рублей, а в целом по России это 42,7, то есть где-то на 10 тысяч меньше, чем в среднем по России.

В соответствии с Вашим указом мы рассчитали целевые значения, показатели, на которые область должна выйти к 2024 году. Понятно, что цели амбициозные, и очевидно, что ключевой базой для их достижения должен стать, конечно же, уверенный рост экономической активности.

Понятно, что есть традиционные отрасли, такие как ТЭК, сельское хозяйство, но я хотел бы сделать здесь несколько других акцентов.

Первый акцент – это использование логистического потенциала, связанного с двумя транспортными коридорами: «Север–Юг» и «Восток–Запад». Здесь мы активно поработали с Минтрансом, провели работу по верификации существующих и перспективных грузопотоков, и, по нашим оценкам, в ближайшие семь-восемь лет тот грузопоток, который приходится на российскую инфраструктуру, может удвоиться по сравнению с текущим уровнем. Соответственно, это всё нужно обеспечивать инфраструктурой, причём идёт речь не только об Астрахани, а обо всём Каспийском регионе.

Какие основные решения здесь необходимы? Первое – это то, что мы предлагаем поддержать развитие портовой инфраструктуры в Астраханской области через наделение соответствующих территорий статусом портовой особой экономической зоны. У нас все порты, которые работают на Каспии, – и казахские, и туркменские, и азербайджанские, – они все имеют льготный налоговый режим, и поэтому здесь нам для конкуренции нужно выстраивать ровно такие же условия.

Второй инфраструктурный момент очень важный – это развитие автодорожной инфраструктуры в Астраханской области. В первую очередь речь идёт о строительстве северного обхода города Астрахани с дополнительным мостовым переходом. Это довольно крупный проект, он важен с точки зрения развития города, потому что он транзитный поток убирает, и он сам становится стимулом для усиления транзитных потоков и обеспечения транзита через Астраханскую область. Здесь более подробно Министр транспорта сможет рассказать об этих проектах.

Второе направление – это промышленный потенциал, в первую очередь судостроение. Это одна из ведущих отраслей региона. Вы во вступительном слове упомянули завод «Красные баррикады». Это на самом деле уникальный производственный комплекс, я в начале года там был лично. Из-за ошибок бывшего менеджмента завод попал в долговую ловушку, он остановился, там сейчас де-факто никто не работает, производство остановлено. Сергей Петрович [Морозов] занимался активно этим вопросом, обратился в Правительство за помощью. Весь необходимый анализ был проведён, к работе подключилась компания «ОСК», которая готова взяться за восстановление производственной активности.

Это в том числе, по нашим оценкам, даст довольно серьёзный эффект на рынок труда. Только факт перезапуска этого завода и выход его на плановую мощность на 0,5 процента сможет в Астраханской области снизить безработицу, потому что за одним рабочим местом на этом заводе придут ещё несколько рабочих мест вокруг завода – всё, что связано со сферой услуг и обслуживанием.

Третье направление – это, конечно же, рыбная отрасль. Регион у нас занимает лидирующие позиции в рыболовстве и рыбоводстве. Есть целый ряд вопросов: это и изменение квот, и развитие аквакультуры, и развитие бренда региона. Здесь ещё предстоит поработать, чтобы сделать полноценную программу развития именно в Астраханской области. Росрыболовство тоже сможет дать определённый комментарий.

Четвёртое направление – это туризм. Регион очевидно обладает существенными предпосылками для развития туризма. Здесь с регионом работаем в развитии этого направления. Задача – сформировать качественный туристический продукт с точки зрения туриста, что позволит увеличить турпоток и сделать его более организованным.

Одно из важнейших направлений в туризме – это, конечно же, круизный туризм. Здесь, понятно, Каспий, здесь нет мировых круизных компаний, поэтому этот рынок можно активно развивать. У нас сейчас в России строятся два судна класса «река–море», которые будут позволять делать круизы и по Волге, и по Каспию. Понятно, что есть там ряд инфраструктурных вопросов, и понятно, что также нужно увеличивать объём круизных судов. Здесь мы вместе с Минпромом, Минтрансом работаем по программам расширения льготного лизинга этих круизных судов, увеличения размеров судовых утилизационных грантов, для того чтобы этот флот увеличивался и в том числе это давало заказ на наши предприятия.

Вот четыре направления, которые должны придать дополнительный импульс экономике Астраханской области. Но при этом понятно, что в области накоплен очень большой объём многолетних проблем. Это касается вопросов и социальной, и коммунальной инфраструктуры, многих других областей.

В области сейчас реализуются нацпроекты, это очень большая возможность сделать шаг вперёд. У нас из 67 федеральных проектов на территории области реализуются 50. Общий объём финансирования этого года – 9,4 миллиарда рублей. Больше шести миллиардов из федерального бюджета приходят, 1,3 миллиарда – из Фонда обязательного медицинского страхования, остальные деньги – это региональные и местные бюджеты.

Но помимо нацпроектов с начала года, с учётом Ваших указаний, был сформирован перечень 50 приоритетных объектов инфраструктуры: это здравоохранение, образование, культура, спорт. Вы эти предложения поддержали, и в настоящее время из 41 объекта, по которым начало работ было запланировано на текущий год, решение о финансировании принято по 38 объектам.

Здесь все обязательства, которые на себя брало Министерство финансов, выполнены на 100 процентов. Есть вопрос финансового обеспечения ряда объектов начала следующего года, в том числе трёх объектов с началом строительства в этом году. Это вопрос учёта этих объектов в рамках реализации национальных проектов. Идёт дискуссия между ведомствами, которые здесь присутствуют сегодня, и Минфином об источнике ресурсов. Я считаю, что очень важно сейчас по этим нескольким объектам, которые остались, определить финальное решение, чтобы по ним уже двигаться дальше. Там есть объекты Министерства просвещения, есть объекты Минздрава, Минкультуры и Минспорта. Коллеги сегодня здесь все присутствуют.

Понятно, что там есть ряд задолженностей и со стороны региона, ещё не по всем объектам готова проектно-сметная документация. Поэтому здесь тоже эту историю нужно «подтянуть», чтобы по ряду объектов, которые ещё ПСД не обеспечены, такая документация появилась.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Сергей Петрович, пожалуйста.

Полная стенограмма совещания Владимира Путина в АхтубинскеС.Морозов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Экономические показатели за 2018 год уже прозвучали, поэтому докладываю, что это нам позволило пересмотреть расходную часть бюджета, усилить её социальную составляющую.

Астраханская область активно включилась в реализацию нацпроектов и федеральных программ в рамках стратегических задач развития, определённых майским указом Президента и Посланием Федеральному Собранию. Из 50 федеральных проектов, в которых мы участвуем, утверждён 41 паспорт региональных проектов и ещё девять в разработке.

Однако очевидно, что бюджет региона сейчас может обеспечить только первоочередные расходы для развития Астраханской области, и для максимального участия в реализации общегосударственных инициатив наших источников доходов недостаточно.

Хотел доложить, что, по данным Администрации Президента Российской Федерации, в 2018 году Астраханская область занимает первое место в сфере рассмотрения обращений граждан. В 2018 году поступило более 32 тысяч обращений; индекс положительного решения – 67 процентов. Исходя из этого, выстраивая стратегию действий, мы проанализировали, выстроили приоритеты своей работы, исходя из запросов наших жителей. Первым пунктом был вопрос здравоохранения, поэтому, исходя из этого, 2019 год я объявил Годом здоровья в Астраханской области. Для этого мы разработали ряд мероприятий, реализуем две региональные программы, два проекта – это «Поезд здоровья» и проект «Суббота для здоровья».

В рамках проекта «Поезд здоровья» жители отдалённых и труднодоступных населённых пунктов могут пройти комплексный медицинский осмотр, в том числе получить консультации узких специалистов. «Поезд здоровья» представляет из себя четыре автомобильных комплекса с маммологическими возможностями исследования, рентгенографом, поликлиническим и стоматологическим кабинетами. В рамках проекта «Суббота для здоровья» в 20 медучреждениях области жители могут получить медицинскую помощь, консультацию, пройти диспансеризацию и профилактический медосмотр.

В ходе работы данных региональных проектов за два месяца прошли осмотр почти 15 тысяч человек. Как результат – впервые выявлено свыше тысячи заболеваний, из них 108 случаев подозрения на злокачественные новообразования (наши граждане отправлены на дообследование). До конца этого года планируется осмотреть дополнительного более 50 тысяч астраханцев. Наша задача – это ранняя диагностика, выявление заболеваний, а также обеспечение граждан в самых отдалённых наших сёлах необходимой медицинской помощью.

«Поезд здоровья» уже зарекомендовал себя, пользуется спросом у населения. К примеру, на приём к стоматологу очередь выстраивается с пяти утра.

В рамках реализации Ваших, Владимир Владимирович, поручений в 2019 году планируется начать строительство перинатального центра общей стоимостью один миллиард 200 миллионов рублей и реконструкцию поликлиники села Началово на сумму почти 98 миллионов рублей.

Вместе с тем требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы и строительство таких объектов, как лечебно-диагностический корпус на базе областного онкодиспансера. ПСД по нему будет готова 30 сентября 2019 года. Также согласовано строительство нового семиэтажного хирургического корпуса на 290 коек для детской областной больницы. ПСД к нему будет готова тоже к 1 сентября. Объект вошёл в перечень Ваших поручений, Владимир Владимирович.

Одно из ключевых направлений национального проекта «Культура» – развитие инфраструктуры культурной сферы в муниципальных образованиях Астраханской области. На сегодняшний день в регионе обеспеченность муниципальными учреждениями культуры составляет лишь 77 процентов. Благодаря участию в нацпроектах нами при поддержке федерального бюджета 2018 года впервые за последние 20 лет начато строительство домов культуры. 1 апреля текущего года был открыт Дом культуры в селе Килинчи, это впервые за 20 лет.

Для решения проблем развития культурной сферы на территории региона необходимо строительство 25 домов культуры и центров культурного развития.

По спорту: реализация регионального проекта «Спорт – норма жизни» станет мощным импульсом для развития регионального спорта. Проблемным для нас является вопрос низкого уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями в районах области, в том числе для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.

Для решения этой проблемы при федеральной поддержке будет построено 27 ФОКов и ФОКОТов. В регионе создаются условия для гармоничного развития детей и подростков. Здесь мы активно взаимодействуем с предприятием «Газпром» по реализации социальной программы «Газпром» – детям». В этом году значительное количество площадок будет построено при школьных территориях. Для увеличения к 2024 году доли граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, на 30 тысяч человек необходимо строительство центров массового спорта. Создание на территории региона данных объектов также позволит улучшить качество подготовки спортсменов и повысить результаты в спорте высших достижений.

Про дошкольное образование: регион планирует полностью закрыть вопрос обеспеченности детей в возрасте до трёх лет детскими садами в 2021 году. По общему образованию требует решения вопрос перехода на односменный режим обучения. Сейчас по области 17 процентов детей учатся во вторую смену. Для перевода всех школ на односменный режим работы к 2025 году необходимо создать около 20 тысяч новых учебных мест, а это более 20 новых школ.

В этом году мы ведём строительство двух школ на тысячу мест каждая, и ещё по трём школам принято решение и предусмотрено финансирование. При этом сохраняется острая потребность в строительстве школы в посёлке Маячное Красноярского района, школы на тысячу мест – в микрорайоне «Западный — 2», переулок Грановского. По этим двум объектам ПСД разработана, положительное заключение госэкспертизы планируется до конца мая 2019 года. У нас есть информация, что средства федерального бюджета на 2019–2020 годы в общем объёме 1,3 миллиарда пока не подтверждены.

В регионе остро обозначена тема развития транспортной и коммунальной инфраструктуры. Специфика и географическое положение нашей области таковы, что у нас Волга разливается на восемь основных рукавов и впадает в Каспийское море восемьюстами устьями. Поэтому поддержание в рабочем состоянии мостовых сооружений жизненно необходимо для региона.

Считаем, что в рамках первоочередных задач в Астраханской области требуется восстановить большое количество мостовых сооружений. Сейчас более половины из них находятся в неудовлетворительном, предаварийном и аварийном состоянии, а это 148 из 283 объектов. Приводить их в нормативное состояние в рамках действующей системы межбюджетных отношений – сложная задача для региона.

Для решения вопроса реконструкции 21 аварийного моста на 2019–2021 годы необходимы средства в объёме почти двух миллиардов рублей, а на восстановление 103 мостовых сооружений, расположенных на автодорогах регионального значения и находящихся в предаварийном состоянии, необходимо выделить ещё порядка 14 миллиардов рублей. Стоит отметить при этом, что более одной трети населения Астраханской области проживает в запаромных сёлах, на островах.

Считаем, что в первую очередь необходимо произвести реконструкцию 124 мостовых сооружений. Мы сейчас не просим финансирования, но констатируем факт дополнительной потребности по аварийным объектам в размере двух миллиардов рублей и по предаварийным, ещё раз повторю, – 14 миллиардов.

Для города Астрахани, если сейчас идём по проблемным позициям, существует проблема отвода ливневых вод. Это очень негативно влияет на состояние уличной дорожной сети, к тому же приводит к затоплению 140 отдельных территорий областного центра. Грубо говоря, воды по колено. Требуется строительство и реконструкция ливневой дренажной канализации на территории Астрахани, проект, реализуемый в несколько этапов. У нас уже готов проект для первого этапа по улице Софьи Перовской. Дальнейшие этапы предусматривают строительство 12 насосных станций и 31 километра сетей. Но за счёт регионального бюджета мы не сможем решить эту задачу. Предварительно сумма бюджетных ассигнований предполагается где-то в районе 5 миллиардов на период 2020–2024 годов.

Существенную помощь региону в решении накопившихся вопросов оказывает Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации. В настоящее время в регионе завершается инвентаризация изношенных сетей тепло- и водоснабжения для включения в разрабатываемую Минстроем России федеральную программу по модернизации коммунальной инфраструктуры, имеющей износ свыше 60 процентов.

Астраханская область участвует в реализации национальных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волги», направленных на улучшение экологической обстановки в регионе. В рамках приоритетного проекта формирования комфортной городской среды третий год в нашей области преображаются дворы и парки.

Значимым для региона является и вопрос ликвидации аварийного жилья. Астраханская область в числе первых регионов завершила первый этап программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. За период с 2014 по 2017 год при поддержке госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ было переселено более

5 тысяч человек из аварийного жилья общей площадью 72 тысячи квадратных метров. Вчера мы с Цициным Константином Георгиевичем подписали соглашение о реализации второго этапа переселения из аварийного жилья, в рамках которого к 2022 году будет переселено 2888 астраханцев, а это порядка 44 тысяч квадратных метров. Спасибо Вам за такое конструктивное взаимодействие.

Инвентаризация, проведённая после 1 января 2017 года, выявила ещё более 12 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Поэтому мы просим рассмотреть возможность дополнительных ассигнований Астраханской области за счёт общей экономии в программе в размере 425 миллионов рублей на 2023–2024 годы.

Правительство Астраханской области активно решает вопросы, касающиеся достижения национальных приоритетов, обеспечения роста доходов граждан, снижения безработицы и уровня бедности.

Сейчас хочу поговорить о заводе «Красные баррикады». Докладываю, мы сегодня подписали трёхсторонний меморандум. Прошу у Вас, Владимир Владимирович, поддержки в реализации подписанного меморандума. Думаю, что дополнительным стимулом предприятию также послужит распространение на него статуса особой экономической зоны.

Астраханская область имеет значительный сельхозпотенциал. Мы прочно удерживаем лидирующие позиции по производству овощебахчевой продукции на сельхозпредприятиях. Так, в 2018 году Астраханская область произвела рекордные 2 миллиона тонн овощебахчевой продукции. Для примера, в советский период потолок был 1 миллион.

Необходимо отметить, что порядка 30 процентов продукции проходит дальнейшую глубокую переработку предприятиями субъекта, одним из крупнейших является АПК «Астраханский». Это предприятие закрывает потребность российского рынка в томатной пасте более чем на 30 процентов. В год перерабатывает 300 тонн и производит томатной пасты 40 тонн, при этом теснит импортную продукцию в этом сегменте.

Хотел бы также сказать, о чём уже говорили, что водный транспорт имеет самую низкую себестоимость. Астраханская область является портом, как мы говорим, пяти морей. Мы должны активно использовать это. Регион имеет конкурентные преимущества перед российскими и зарубежными портами в доставке грузов внутренним водным транспортом. Таким образом, у нас есть возможность развить данный вид перевозок. Вопрос находится в постоянной работе, точка здесь не поставлена. Имеются большие перспективы развития.

По Вашему поручению Астраханская область проработала вопрос целесообразности создания портовой особой экономической зоны. Её возможности дадут нам дополнительные преимущества перед прикаспийскими государствами, повысят экспортный потенциал страны.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Хотел доложить, что из 50 социальных объектов в перечне поручений от 12 февраля 39 уже согласованы и находятся работе, 11 мы в постоянном контакте с нашими министрами прорабатываем. Спасибо Вам за конструктив, за поддержку. Спасибо Максиму Станиславовичу, потому что чувствуем тоже методическую поддержку постоянную.

Уважаемый Владимир Владимирович, уверен, что мы сможем вывести регион на новый уровень развития.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо. Давайте мы по отраслям поговорим. Начнём с транспорта.

Полная стенограмма совещания Владимира Путина в АхтубинскеЕ.Дитрих: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Я хотел бы начать с вопроса об автомобильных дорогах.

Хочу сказать, что федеральные дороги на территории Астраханской области находятся в хорошем состоянии, 81,5 процента федеральных дорог на сегодняшний момент находятся в нормативе. Ежегодно финансируем мероприятия по ремонтам, капитальным ремонтам, по реконструкции отдельных участков, на 2019 год мы выделили более 3800 миллионов. Будет осуществлён капитальный ремонт и введено 27 километров участков дорог, два моста и путепроводы, ремонт 19 километров федералки.

Три участка освещения внутри населённых пунктов Астраханской области будут введены в эксплуатацию. В следующем году, хотел отметить, Владимир Владимирович, что мы ещё тремя участками закроем все внутригородские, внутри населённых пунктов, участки, которые будут освещены, – это повысит уровень безопасности дорожного движения.

В следующем году также мы планировали закончить один из грунтовых разрывов, который сегодня остаётся на автомобильной дороге на Махачкалу, – это тоже даст возможность комфортно и удобно передвигаться.

По коридору «Север–Юг», который был сегодня упомянут. У нас в состав этого коридора входит дорога на территории Астраханской области Р — 22 «Каспий», которая проходит от дороги М — 4 «Дон» на Тамбов, Волгоград и далее – на Астрахань (всего 1220 километров). В этом году мы реконструируем 12 километров этой дороги и капремонтом проходим 40 километров, тоже дополнительно развиваем этот коридор.

В рамках взаимодействия с Астраханской областью забираем часть дорог регионального значения в федеральную собственность. В частности, от дороги Р — 22 мы планируем забрать в этом году после оформления необходимых документов участок на Казахстанскую границу, там 55 километров дороги. Она в разном состоянии, но она как раз и будет служить дополнительно связью с Казахстаном и тоже обеспечивать коридор «Север–Юг», его автодорожную составляющую.

Хотел доложить о том, что на территории области у нас также продолжается реализация проекта по безопасным и качественным автомобильным дорогам. В прошлые годы, в 2017-м и в 2018-м, это был приоритетный проект, он проходил по территории Астраханской городской агломерации. Мы там существенным образом продвинулись в повышении качества ремонта уличной дорожной сети. Сейчас мы перешли в национальный проект, и в проект включились также дороги между городскими агломерациями.

На сегодняшний момент, Максим Станиславович привёл цифры, 36,2 процента региональной сети в нормативе, остальное – нет, в течение ближайших трёх лет мы должны добиться увеличения этого показателя до 43,5 процента. Это дополнительно 156 километров региональных автомобильных дорог, которые мы приведём в нормативное состояние.

Программа по выполнению ремонтных работ к 1 февраля регионом была сделана, на сегодняшний момент очень неплохо идут дела по контрактации: из 43 объектов 2019 года 41 законтрактован, коллеги уже приступили к выполнению ремонтных работ 2019 года, идут в графике сегодня, собственно говоря, всю необходимую помощь мы оказываем.

Также в программу были дополнительно заявлены ремонты двух мостов, которые мы договорились включить дополнительно, и сейчас коллеги выполняют проектные работы по капитальному ремонту ещё одного моста. Уверен, что мы найдём возможность с этим мостом тоже разобраться.

Но, Владимир Владимирович, хотел вот какой момент отметить. И Астраханская область, и большое количество регионов – и в этом округе, и в других – заявляют сегодня о серьёзном износе мостовых сооружений. Масштабы этого износа достаточно велики. Мы на этапе формирования национального проекта по дорогам пытались сформировать его часть, связанную с ремонтом ветхих, аварийных, неремонтопригодных мостов с реконструкцией. К сожалению, эта задачка не вошла в национальный проект.

Хотел поддержать сейчас исполняющего обязанности губернатора в его предложении по составлению такого рода программы, может быть, начать с Астраханской области, может быть, посмотреть в целом по Российской Федерации.

Предварительно мы прикидывали количество таких объектов, их можно было бы приоритизировать, часть из них сегодня имеет, например, особый статус – это путепроводы над железнодорожными путями, которые нуждаются в срочном выполнении работ, и путепроводы, которые связывают отдельные территории с общей сетью. Поэтому, если такая возможность будет, я бы просил поддержать предложение губернатора.

Хотел сказать также про внутренние водные пути.

В 2016 году, Владимир Владимирович, состоялся Государственный совет по внутренним водным путям, на котором были приняты судьбоносные решения. Вы подписали в протоколе указание о том, что мы должны содержать внутренние водные пути и судоходные гидротехнические сооружения по нормативу.

Было принято решение о выделении средств на такое содержание и ремонты. С 2017-го до 2018 года такие средства мы получаем в рамках бюджета, а начиная с 2019-го они включены в национальный проект «Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры». Объёмы составляют порядка 75 процентов от потребности. Но это средства, которые сейчас должны быть эффективно использованы.

Составили концепцию развития внутренних водных путей, определяем вместе с регионами участки, которые должны быть в первую очередь подвергнуты дноуглублению и на которых должны быть восстановлены судоходные гидротехнические сооружения, и, исходя из этих планов, собственно говоря, начинаем понимать, где нужны дополнительные портовые мощности, где нужны дополнительные усилия по развития грузовой базы.

Хотел бы поддержать предложение Максима Станиславовича в отношении особой портовой экономической зоны, которая могла бы быть присвоена, скажем, порту Оля. У нас, действительно, законченные работы по строительству этого порта, по дноуглублению не привели к тому, что мы сегодня имеем достаточную грузовую базу.

Порт загружен порядка 20 процентов, и на сегодняшний момент мы прогнозировали: действительно, в Каспийском бассейне возможности для перевозки грузов существуют, они достаточно перспективные, но порт Оля без такого рода решений, наверное, нарастить грузовую базу не сможет.

У нас, я напомню, существуют решения, которые связаны с развитием железнодорожных коридоров «Север–Юг», которые мы развиваем в юго-восточном направлении. И, по сути, весь основной грузопоток будет организовываться этим направлением.

Мы сравнивали различные варианты, на презентации они показаны. Сегодня, что называется, без дополнительной поддержки в формате портовой зоны перспективы собственно грузовой базы, которая могла в сравнимых экономических параметрах передвигаться по Каспию, не очень высоки. Эта модель нуждается в дополнительной серьёзной проработке, в дополнительной поддержке. Поэтому, полагаю, с учётом тех решений о портовой зоне, которые могли бы быть приняты, нам имело бы смысл ещё раз посмотреть вместе с регионом финансовую модель по этому проекту.

Завершая своё выступление, хотел сказать о том, что мы предпринимаем сегодня все усилия для того, чтобы привлечь грузы на реку, привлечь грузы на порты Каспия. По крайней мере, те цифры, которые Максим Станиславович приводил по более чем двукратному росту во второй половине 2020-х годов объёма перевозок на Каспии, они будут обеспечены. Мне кажется, что в этот двукратный рост необходимо сейчас встраивать и порты Астраханской области. Сегодня основное увеличение грузопотока идёт на другие порты Каспия.

Спасибо. Доклад закончен.

В.Путин: Настолько я помню, там у наших соседей по Каспию везде, практически по всем составляющим, обнулены налоги?

Е.Дитрих: Владимир Владимирович, Вы абсолютно правы. И это одно из обстоятельств, которое позволяет им сейчас работать с достаточно низкими ценами. Кроме того, они зашли в этот бизнес достаточно давно, и он довольно стабильно