На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_



ГЛИЦ

Мемориал

85 лет славного
пути


Список погибших в испытательных полетах

Список погибших в боевых действиях

Школа с первоначальной летной подготовкой

Улицы Героев

Стогов Николай Ильич

Щербаков Степан Осипович

Иванов Василий Гаврилович

Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Лаврентьев Сталь Александрович

Андреев Виктор Михайлович

Финогенов Михаил Сергеевич

на главную


   ГЛИЦ
 
Лаврентьев Сталь Александрович



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 





Лаврентьев Сталь Александрович
(1934 - 1973) - Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1973), полковник (1970).

Жизнь и лётно-испытательная деятельность Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Лаврентьева Сталя Александровича небогата броскими, внешне-эффектными проявлениями.

Если её определить несколькими словами – это пример повседневной самоотдачи, героизма будней, не кричащего о себе, но известного тем, кто близко знает испытательную работу. Сталь Лаврентьев делал свое дело с высоким профессионализмом, честно и самоотверженно. Все кто, с ним работал, помнят, какое чувство утраты испытали, узнав о его гибели в авиационной катастрофе.

Сталь Александрович Лаврентьев родился 3 октября 1934 года в городе Кинель, Куйбышевской области. Окончив среднюю школу, он в октябре 1952 года, стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков имени Серова. После училища семь лет служил в частях истребительной авиации. Службу проходил в Прибалтийским округе.

Стремление овладеть новыми высотами в профессии летчика-испытателя привело Сталя Лаврентьева на летно-испытательную работу. С января 1959 года он стал лётчиком НИИ ВВС. В НИИ ВВС Сталь Александрович проходил службу в должностях от летчика-испытателя до заместителя начальника службы летных испытаний истребительной авиации, старшего летчика-испытателя Первого управления НИИ ВВС им. В П. Чкалова.

Как ведущий летчик Сталь Александрович испытывал многие типы самолетов - истребители, истребители-бомбардировщики, истребители-перехватчики, комплексы перехвата, летал и на тяжелых самолетах.
Он участвовал в государственных испытаниях перехватчика Як-28П.

Довелось однажды мне и самому видеть разворачивающуюся на фоне голубого неба загораживающую картину. Следы, оставленные самолетами (цели, перехватчика, самолетов сопровождения), затем трассы пущенных ракет, вспышка и падение горящих обломков пораженной мишени. Сталь Александрович Лаврентьев и в последующие годы активно летал на государственные, контрольные и специальные испытания разных модификаций самолета Су-15 (Су-15М, Су-15ТМ): с новым двигателем, с усовершенствованной радиолокационной станцией, с новыми ракетами. В период 1966-1969 годов Сталь Александрович как ведущий летчик провел более 26 программ летных испытаний, в основном самолетов типа Су-15. Но Сталь Лаврентьев летал не только на Су-15, он активно участвовал и во многих других испытаниях на самолетах типа Су-7Б, Су-9, МиГ-21 разных модификаций.

Так в 1964 году им проведены контрольные лесные испытания головного серийного самолета Су-11 (по сути, Сталь Лаврентьев завершил то, что не успел сделать погибший при облете такого самолета Герой Советского Союза Виктор Михайлович Андреев).

Большинство знакомых мне ведущих инженеров, руководителей испытательных бригад охотно шли к командиру испытательной авиаэскадрильи, затем (с 1970 года) к заместителю начальника службы летных испытаний истребительной авиации Первого управления полковнику Сталю Александровичу Лаврентьеву со своими вопросами, проблемами и трудностями, возникающими при организации испытаний. Знали, что у Сталя наиболее сложные задания на испытательные полёты, он сам выполнял такие же полёты.

Мне удалось участвовать в одной из испытательных программ, ведущим летчиком в которой был Сталь Лаврентьев. В Липецке потерпел катастрофу самолет МиГ 23С (один из первых вариантов-модификаций самолета МиГ-23). К нам на базу был направлен аналогичный экземпляр самолета, и было приказано в сжатый срок провести летный эксперимент, оценить возможные мероприятия по предотвращению подобных летных происшествий.

Известно, что в силу аэродинамических особенностей поведение "самолета типа МиГ-23 на больших углах атаки, мягко говоря "не идеально", что приносило достаточно неприятностей. На данном экземпляре самолёта был установлен опытный экземпляр указателя углов атаки.

Сталь Александрович Лаврентьев летал по этой программе и выполнил в общей сложности несколько десятков режимов с подходом и выходом на большие углы атаки, летал очень аккуратно и не имел каких-либо чрезвычайных ситуаций. Летали и другие летчики, что позволило получить бесценные материалы.

Эти испытания в частности позволили позднее практически решить вопрос об установке на борт самолетов типа МиГ-23 указатель углов атаки (несколько модернизированного). Сталь Лаврентьев в этих испытаниях стал как бы "независимым" экспертом в решении вопроса, так как большую часть летных испытаний он проводил все же на самолетах ОКБ им. П.О.Сухого (и, соответственно, больше был связан с этим ОКБ).

Что греха таить, порой летный состав так "привыкает" к особенностям и даже недостаткам самолетов, испытания которых им поручены, что снижается острота реакции на эти недостатки. Поэтому испытательные бригады по возможности стремятся расширить диапазон летных оценок за счет привлечения большего числа летчиков.

Сталь Александрович Лаврентьев был первым военным летчиком, слетавшим на новом типе опытного самолета Т-6И (предшественник Су-24).

28 августа 1973 года во врем испытательного полета одного и экземпляров самолета Су-24 выполнявшегося экипажем составе Заслуженного летчика испытателя СССР полковник Сталя Александровича Лаврентьева и штурмана испытателя полковника Юрова Михаила Сергеевича, произошла авиационная катастрофа. Из-за обрыва лопатки газовой турбины двигателя возник пожар, который летному экипажу из-за особенностей конструкции противопожарной системы данного экземпляра самолета не удалось полностью ликвидировать, несмотря на выключение двигателя. По этой причине произошло повреждение (разрушение элементов проводки управления самолетом, что вывело его из-под контроля летчика). Быстрое развитие аварийной ситуации не позволило принять меры по покиданию самолёта.

Когда в нашем Управлении стало известно, что отметка самолета исчезла с экранов локаторов КП, мы все же надеялись, что летчикам удалось спастись. Увы, этого не случилось. Летчик и штурман погибли…
Имена Заслуженного летчика испытателя СССР Сталя Александровича Лаврентьева и штурмана-испытателя Михаила Сергеевича Юрова высечены на плитах Мемориала.

В память о Заслуженном лётчике-испытателе СССР, старшем летчике-испытателе Первого Управления НИИ ВВС им. В П. Чкалова, Лаврентьеве Стале Александровиче одна из улиц города носит его имя.

Информация подготовлена по материалам статьи Б.Г. Баханского любезно предоставленой сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея.

А следующий отрывок взят из книги В.Н. Кондаурова - Взлётная полоса длиною в жизнь.

" Успешно закончив государственные испытания Су-24, в ожидании новой машины он работал "на подхвате", выполняя специальные испытания разного рода на самолётах Су. "Хитрый Сталь" продолжал предусматривать самые, казалось, незначительные помехи и осложнения, могущие возникнуть в каждом конкретном полёте. Но свою Судьбу ему перехитрить не удалось...

В полёте на Су-17 остановился двигатель и лётчик, планируя на аэродром, выполнял один запуск за другим. Не знаю, как назвать полёт истребителя без двигателя, планированием или падением, но самолёт терял высоту со скоростью 30 м/с. Высота заканчивалась. Придётся покидать машину. Руки уже освободили органы управления, ладони легли на поручни кресла, и пальцы готовы нажать на рычаги катапультирования. И в этот момент Сталь замечает, что двигатель оживает, обороты увеличиваются и на высоте 100 м выходят на режим малого газа.

Через неделю - полёт на перехватчике Су-15ТМ. Первый пуск опытной ракеты для оценки безопасности схода и устойчивости полёта на траектории.

Вот она, висит на внутреннем пилоне у правого воздухозаборника. Из кабины хорошо видна её носовая часть, выглядывающая из-под крыла. Лётчик ещё раз убеждается в готовности всех цепей к пуску и нажимает на гашетку открытия огня. Собираясь проводить взглядом полёт ракеты, успел только почувствовать толчок от её схода, огонь и дым от порохового двигателя и тут же удар в носовой части. Самолёт швырнуло куда-то вбок. Почти инстинктивно лётчик убрал обороты двигателя и перевёл истребитель в набор высоты, чтобы побыстрее погасить скорость. Только после этого он увидел, вернее, не увидел носовой части, выполненной из радиопрозрачного металла. "Голая" антенна радара была смята и завалена набок. Обрывки порванных жгутов мотались и колотились о дюралевую обшивку. В конце концов, полёт закончился благополучно.

После окончания лётного дня и разбора этого случая с лётным составом я подошёл к Лаврентьеву и, озабоченно глядя ему в глаза, сказал:
- Сталь, по-моему, у тебя пошла чёрная полоса.
- Сынок, не бери в голову, это случайность.
- Мне кажется, самое время тебе сходить в отпуск. Сейчас такая рыбалка, душу отведёшь.
- Спасибо, но не могу. Ты же видишь - за начальника остался. Через три дня он взлетел на лёгком бомбардировщике Су-24. Предстоял самый рядовой и простой полёт: определить точностные характеристики прицела при бомбометании с высоты 200 м. Взлетел и не вернулся. При очередном заходе на цель самолёт неожиданно закрутило влево. Выполнив всего одну бочку со снижением, он столкнулся с землёй.

Комиссия по расследованию определила (что бывает довольно редко) объективную причину катастрофы. Какой-то рабочий серийного завода, выпускавшего двигатели, очень непосредственно воспринял очередной лозунг Генерального секретаря, который однажды еле выговорил: "Экономика должна быть экономной". Это всё равно, что и "собака должна лаять". Но, тем не менее, такая "умная" мысль поразила воображение многих партийных подхалимов. А "грамотный" рабочий предложил:

"Зачем каждую лопатку компрессора крепить отдельным замком? Давайте три лопатки на один замок". Ревностные исполнители нового лозунга тут же запустили в дело предложение "новатора". Всё остальное - дело техники. Обрыв, пожар и - нарушение управления. Для счастья не хватило одного - высоты.

В тот день, когда мы отдавали своему другу последние почести, он должен был находиться в Георгиевском зале Кремля и получать самую высшую для испытателя награду - почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР


Top.Mail.Ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков