Государственный летно-испытательный центр

ТЭ-ЗЭ ВЗЛЕТАЕТ НАВСТРЕЧУ «ДРАКОНУ»


Дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик маршал авиации Савицкий Евгений Яковлевич продолжал уверенно летать и в достаточно зрелом возрасте в свою бытность командующим истребительной авиацией ПВО и даже позже, будучи заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. И на всю свою лётную жизнь он сохранил со времен Великой Отечественной войны свой грозный позывной «Дракон».

Летать маршал фактически перестал только в 1974 году, а в 1980-м он был переведён в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, которую в армейской среде называли «райской группой».

Маршал Е. Я. Савицкий постоянно возглавлял государственные комиссии по проведению испытаний истребителей-перехватчиков ПВО. Поэтому ему часто приходилось бывать и в нашем испытательном институте. А однажды, ещё в шестидесятых годах, он решил прибыть на наш аэродром, так сказать, «своим ходом», вылетев на самолёте Су-15 из подмосковного Жуковского. После разворота над Волгоградом он заметил, что топлива осталось в обрез, и, выйдя на связь с КП нашего аэродрома, запросил:

− Я «Дракон», мал остаток топлива. Обеспечьте посадку с прямой.

Дежурному на КП такой позывной тогда ещё не был известен, тем более что по всем законам лётной работы обычные лётчики должны были пользоваться только многозначными числовыми позывными. Пока растерявшийся дежурный соображал, как поступить в такой ситуации, в эфире вдруг прозвучало:

− Не дрейфь, «Дракон», Тэ-Зэ уже пошёл на взлёт!

Поясним для несведущих, что Тэ-Зэ – это аббревиатура от слова «топливозаправщик», а топливозаправщик – это многотонный автомобиль-цистерна, из которого топливо, конечно, на земле перекачивается в баки самолётов.

На КП были совсем огорошены: то какой-то «Дракон» просит разрешения на посадку, а тут ещё эта глупая шутка в эфире. Но медлить было нельзя, да и причин не разрешить посадку тоже не было. И лётчику с необычным позывным дают «добро» на посадку с прямой. Савицкий садится благополучно и заруливает на стоянку. К этому времени дежурный на КП успел уже доложить командованию института о пилоте с необычным позывным, и маршала на машине встречает заместитель командира. По просьбе гостя они заезжают на КП и начинают выяснять, кто в эфир дал информацию о взлетающем Тэ-Зэ.

А сделать это, кроме дежурного на КП, в принципе могли только операторы с дальнего или ближнего посадочного маяка. Но сколько ни спрашивали, никто из дежуривших в тот день на маяках не признался. В конце концов, маршал посмеялся над такой шуткой вместе со всеми, кто был на КП, и, поблагодарив руководителя полетов за обеспечение посадки с прямой, отбыл в штаб института.

Зато после этого случая все, кому по долгу службы положено было дежурить на КП и на приводных маяках, да и вообще все в лётной службе института, знали, у кого такой звучный позывной – «Дракон».

Н.Н.БУЖИНСКИЙ


Scroll to Top